Цифровая техника

Как выбрать фотоаппарат

Выбор зеркальной фотокамеры – советы от фотографа

Итак, перед Вами стоит выбор зеркальной фотокамеры. Одни Вам советуют одно, причем заверяя, что это единожды правильное решение, другие чуть ли не диаметрально противоположное, причем говоря примерно то же самое.

Снимая свадебное фото и видео, я поневоле сталкиваюсь с различными задачами и с разными способами их решения. В этой статье я постараюсь поделиться частью своего опыта. Давайте попробуем с Вами сами разобраться с тем, что же нужно именно Вам, для того чтобы Ваш выбор был осознанным и правильным.Первое, с чего бы я хотел начать свою статью – это напомнить Вам, что зеркальная фотокамера, в отличии от компакта, не является одним цельным куском. Зеркальная фотокамера состоит из 3-х частей, а именно самой камеры (body, что переводится как тело, или фотографы несколько небрежно переводят его как тушка), объектива (по меньшей мере, одного), а так же внешней вспышки или другого осветительного оборудования. И самое важное, это следует понимать, что конечный результат зависит от работы всех трех этих частей, а не просто одной какой-то части отдельно. В этом случае надо понимать, что прочность цепи – это прочность самого слабого, а не самого сильного звена. Именно это является наиболее часто допускаемой ошибкой при выборе фотокамеры.

Система (именно так называют все необходимые компоненты в сборе) должна быть сбалансированной и подобранной оптимально для конкретных поставленных задач.В случае если Вы хотите снимать только на улице, то выбор вспышки может являться для Вас некритичным или малосущественным. Но в некоторых случаях и внешняя вспышка может дать дополнительные возможности для съемки, а, следовательно, для получения более качественного результата. В любом случае отказ от этого компонента должен быть осознанным.Сразу же отвечу на один из часто задаваемых вопросов/утверждений – зачем покупать зеркальную камеру, если можно купить компакт, который универсален и при недостаточном бюджете зеркальной фотокамеры будет как минимум не хуже, но все же компактнее. Это не совсем так. К компакту изначально предъявляются невысокие требования. А зеркальная фотокамера даже при нерациональном подходе будет иметь ряд преимуществ, например, более точная цветопередача, а, следовательно, более живая и натуральная картинка.Вторая наиболее распространенная ошибка при выборе камеры – это поставленные задачи.

Неправильно поставленная задача порождает неправильное решение этой самой задачи. Наиболее распространенным ответом на вопрос «для чего нужна камера» является «для всего понемногу», т.е. универсальный вариант. На самом же деле достаточно мало пользователей зеркальной фотокамеры снимают очень много жанров одинаково часто. Как правило, есть наиболее предпочтительные жанры съемки у любого фотографа. Более точно поставленная задача поможет Вам более точно подобрать инструмент для этих самых задач. Это потребует меньше денежных средств и позволит одновременно улучшить качество Ваших снимков. В большинстве случаев люди хотят иметь возможность помимо съемки стандартных фото «я или мои друзья у места Х» получать более-менее качественные портреты, иметь возможность снять пейзаж, иногда что-то снять в вечернее время, а так же иногда побаловаться съемкой макро.

Так же к числу часто встречающихся задач можно отнести съемку подвижных объектов – чаще всего это маленький ребенок, который хоть и не очень быстрый, но достаточно непредсказуемый, а поэтому не слишком уж легкий объект для съемки, особенно если фотограф не обладает большим опытом съемки детей. Давайте по решению этих задач более подробно остановимся ниже – в описании оптики. Пока же давайте определимся с тем, какие из вышеперечисленных задач (а, может, есть и другие) будут доминировать над остальными. После этого Вы сможете расставить приоритеты для себя и решить какие целесообразнее выделить, а какие можно объединить с другими и выбрать для их решение одно чуть более простое решение.После того, как с задачами немного прояснилось, можно приступать к подбору системы (именно системы, а не зеркальной фотокамеры). Давайте по пунктам пройдемся по наиболее важным параметрам, чтобы Вы сами могли понимать, что для Вас важно, а что нет.

Оптика. Именно с этого пункта я начну описание выбора системы, т.к. он наиболее важен. Именно на этом пункте я постараюсь остановиться наиболее подробно, т.к. именно с этого пункта рациональнее начинать выбор зеркальной фотокамеры.

Сразу для ясности напишу, что в маркировке любого зум-объектива присутствуют циферные обозначения ХХ-YY/ZZ-KK. Где ХХ показывает, насколько широким будет угол, YY – насколько сильно приближает объектив, ZZ – светосила в наиболее широком положении объектива, КК – светосила, в наиболее приближающем положении объектива. Чем меньше циферное значение светосилы, тем выше считается светосила. Так же отмечу что кратность объектива – это отношение YY к ХХ, а не то, насколько сильно увеличивает объектив.Так же сразу напишу, что сложность замены объектива пропадет после нескольких замен объективов, т.е. в течении одного дня. Учтите это, если именно этот пункт является для Вас останавливающим или ограничивающим. Так же помните, что далеко не всегда Вам потребуется все имеющаяся в Вашем распоряжении оптика. Иногда Вы будете точно знать, что данный объектив или другое устройство сегодня Вам точно не понадобится и его можно оставить дома.Думаю, что для каждого в той или иной мере будет полезен универсальный репортажный зум, которым можно сделать протокольные фото у памятника, можно поснимать на шумном застолье, можно снимать какие-то события, происходящие в Вашей жизни.

Так же большинству будет вполне достаточно этого объектива и для пейзажной съемки. Это достаточно универсальный объектив. При выборе этого типа объектива надо понимать, что универсальность – это не просто диапазон фокусных расстояний, то и светосила объектива (количество света, которое способен пропустить данный объектив). Чем выше диапазон фокусных расстояний (чем выше кратность зума – т.е. отношение максимального увеличения к максимально широкому углу объектива), тем сложнее сделать светосильным этот объектив и тем хуже будет картинка с этого объектива. Так же хочу Вам напомнить, что светосила объектива нужна не только для съемки в вечернее время, но и для съемки подвижных объектов в пасмурную погоду (чтобы сделать выдержку более короткой, а следовательно, уменьшить смаз на снимках), так же светосила потребуется при съемке на длиннофокусных объективах в пасмурную погоду или в тени деревьев. На последнее часто не обращают внимание, покупая объектив для съемки птиц. Потом оказывается, что снимать им можно только на открытой местности, а подойти к птичке на открытой местности значительно сложнее, чем в лесу.




Таким образом, я подвожу Вас к тому, что светосила объектива не меньше влияет на универсальность объектива, чем диапазон фокусных расстояний. Так же хочу обратить Ваше внимание, что скорость фокусировки будет зависеть не только от камеры (body), но и от объектива. Т.е. если Вы на самую быструю камеру поставите медленный объектив. То Ваша камера будет фокусироваться так, как ей позволит объектив – медленно. При выборе камеры для подвижных объектов съемки это надо помнить. Для съемки тех же пейзажей или макро скорость не важна вообще, для этих целей можно купить отдельно неавтофокусные объективы, которые значительно дешевле при равном качестве. Для камер с кроп фактором 1,5-1,6 обычно выбирают объективы с фокусным расстоянием 16(17 или18)-45(50 или 55) мм. Для полноформатных камер выбирают зум с фокусным расстоянием 24(28)-60(70, 75 или 80) мм. Так же существуют гиперзумы типа 18-135, 18-200 – для кропнутых камер и 28-200 или 28-300 – для полноформатных камер.

Можно использовать объективы для полноформатных камер на кропнутых камерах, но надо понимать, что полученный диапазон фокусных расстояний может быть не достаточно универсальным. Хотя в отдельных случаях именно эти фокусные расстояния и будут наиболее предпочтительны – тут все индивидуально для каждого фотографа. Если же Вы не знаете пока, чего именно хотите, то я бы не советовал все же экспериментировать. Гиперзумы удобнее в фокусных расстояниях (кратности зума), но при этом менее светосильны, дают хуже качество картинки (чудес не бывает) и такие объективы имеют большие габариты.Достаточно распространенной задачей, как для начинающего любителя, так и для продвинутого фотографа, является съемка портретов. Для портретов нужно отделить объект съемки от фона (часто путем размытия заднего плана), и мягкое, но детальное изображение зоны резкости, пропорции объекта съемки не должны быть заметно искажены, так же, желательно, чтобы размытие заднего плана было красивым. Сила размытия заднего плана зависит от светосилы оптики, а так же от размера сенсора камеры. Чем светосильнее оптика, а так же чем выше фокусное расстояние, тем сильнее размывается задний план. И чем больше размер сенсора камеры, тем так же сильнее размывается задний план. Если Вы остановились на достаточно светосильном репортажном зуме, то возможно, его возможностей Вам и хватит. Однако лучший результат можно получить, купив специализированный объектив.

Выбор портретного объектива зависит от того, какие задачи Вы на него возлагаете, а так же от бюджета покупки. Считается что портрет и макро (да и вообще предметная съемка) – это диаметрально противоположные задачи, однако как показывает практика, при ограниченном бюджете их можно успешно совмещать. Нет, я не стану доказывать то, что разделение этих задач не дадут прироста в качестве. Конечно же, дадут. Но в то же время результат, полученный таким макро-портретным объективом, может быть очень даже неплохим. И уж точно этот результат будет отличаться от результата, полученного штатным, пусть даже светосильным, но репортажным зумом. Как вариант, для подобных задач может подойти телевик диапазона типа 70-200 или 70-300, у которого в названии присутствует слово makro. Само макро там довольно условное, очень мелкое снять таким объективом не получится, но для многих этого будет вполне достаточно. Более качественный результат даст объектив с постоянным фокусным расстоянием. Макрообъективы с фокусным расстоянием от 90 мм дадут Вам возможность делать качественное макро, плюс получать вполне приличные по качеству портреты. Современные методы обработки фотографий могут позволить Вам избежать многих недостатков, которые дают макро объективы при съемке портрета – а именно черезмерная детализация фактуры кожи.

Так же возможна съемка макро объективом, не предназначенным для этого. Самый простой способ – это купить удлинительные кольца. Они представляют из себя вставку между объективом и камерой, которая позволяет изменить дистанцию фокусировки объектива. Но надо учесть, что в случае использования макро колец светопропускаемость объектива сильно падает, а следовательно, объектив становится менее универсальным по сравнению с обычным макрообъективом. Если Вы останавливаетесь на полнокадровой камере, то для портретов хорошо использовать объективы с фокусным расстоянием от 70 мм и как можно более светосильные. Если же используете кропнутую камеру, то объектив с фокусным расстоянием 50 мм может являться относительно недорогим вариантом портретного объектива. Именно вариантом, т.к. по оптическим свойствам он не станет полноценным портретником, однако за свои деньги это может быть очень удачным и, самое главное, удобным выбором.

При необходимости его можно превратить в некое подобие макрообъектива с помощью вышеупомянутых макро колец. Если же со временем съемка макро Вас затянет, то потом сможете купить отдельно полноценный макро-объектив. Макрокольца сами по себе простые и недорогие, так что для попробовать, на мой взгляд, это отличный вариант.Объектив для съемки в темное время суток. В темное время суток важна светосила объектива. Причем этот параметр куда важнее чем свойства камеры снимать при плохом освещении. Увеличение светосилы в 2 раза дает прирост в светопропускании в 4 раза. Выбор более совершенной зеркальной фотокамеры может не дать такого прироста в чувтствительности. В целом лучше смотреть при выборе как на параметры камеры, так и на параметры оптики. Для съемки в условиях слабой освещенности можно использовать светосильные зум-объективы, а можно узкоспециализированные объективы с постоянным фокусным расстоянием.

Последние бывают значительно более светосильные. Можно совместить в объективе 50 мм как портретник, так и объектив для условий низкой освещенности. Следует только учесть, что чем выше светосила и чем длиннее фокусное расстояние, тем сложнее попасть в фокус и тем критичнее будет промах по резкости. В связи с этим, во многих случаях используются объективы с более коротким фокусным расстоянием.Объектив для пейзажа. Как я уже писал выше, этот объектив можно совмещать с универсальным репортажным объективом. Если же этот жанр для Вас является доминирующим, то можно поискать под этот вид съемки отдельный объектив. Как правило, данный вид съемки не требует какой-то спешки, поэтому для съемки пейзажей или съемки архитектурных сооружений и интерьеров вполне могут подойти старые неавтофокусные объективы. Так же некоторые производители и сейчас выпускают неавтофокусные объективы. Выбор объектива для чисто пейзажей – это отдельная тема, которая вполне неоднозначная и в которой очень многое зависит от индивидуальных особенностей снимающего, поэтому для начала я бы все таки советовал пробовать репортажный зум. В этом случае светосила объектива не слишком критична.

Куда важнее наличие штатива, позволяющего снимать на длинных выдержках без смаза. На последующих этапах человек самостоятельно сможет определиться с тем, чего же именно ему не хватает. В любом случае универсальный совет тут дать невозможно.Так же отмечу, что любой вид объективов выпускают как производители, выпускающие сами камеры, так и сторонние производители, выпускающие объективы под разные камеры. Учтите только, что сторонние производители, делающие камеры, сделали камеры таким образом, что объектив, который подходит к камере одного производителя, не подойдет к камере другого производителя. Есть производители, которые выпускают объективы в разных исполнениях. Существует мнение, что оптика от тех же производителей, что и сама камера лучше по качеству. На самом деле, если бы это было так, то все сторонние производители давно разорились бы. Нужно сравнивать отдельные модели в одной ценовой категории. Для разных задач и в разных ситуациях может быть отдано предпочтение тому или иному производителю. Кроме того, у каждого производителя есть более и менее удачные модели.

Определившись с оптикой, точнее с диапазоном фокусных расстояний, можно приступать к выбору самой камеры. Напомню Вам, что, выбирая систему, следует обращать внимание на то, чтобы работа отдельных компонентов системы была как можно лучше оптимизирована и сбалансирована. Именно в этом случае Вы получите наилучший результат за наименьшие деньги. Так же сразу отмечу, что если цены на оптику повергли Вас в легкий шок, то учтите, что оптика покупается один раз, и впоследствии Вы меняете только сами камеры. Именно по этой причине среди фотографов существует такое мнение, что при выборе зеркальной фотокамеры сначала выбирается оптика, а на сдачу покупается сама камера. Но все же, несмотря на это от самой камеры тоже многое зависит. При выборе камеры Вам для себя надо будет расставить значимость следующих пунктов, а при выборе конкретной модели зеркальной фотокамеры заострять на них внимание.

Автофокус. Различные зеркальные фотокамеры имеют разный модуль автофокусировки. Соответственно разные камеры имеют различные алгоритмы работы фокусировки. Из-за этого иногда сложно сравнить работу автофокуса разных производителей. В одних условиях может оказаться лучше автофокус одного производителя, а в других условиях – другого. Так же в тестах часто указывается значение скорости фокусировки. На самом деле цифра абсолютно бесполезная, никаким образом не связанная с реальностью. Гораздо важнее не скорость в идеальных условиях, а цепкость автофокуса зеркальной фотокамеры в сложных условиях. А последнее померять цифрами невозможно. Лучше в этом случае ориентироваться либо на какие-то отзывы людей, пробовавших разные камеры, либо следовать каким-то логическим выводам – например, тому, что новые модели камер должны быть совершеннее старых в этом отношении. При чтении отзывов людей учтите, что на работу автофокуса влияет и то, как человек пользуется камерой. Разные модкли автофокуса по разному цепляются за разные объекты.

Если человек долго снимал камерой одного производителя, то он уже автоматически целится в те объекты, которые наиболее легки для автоматики камеры. Но это еще не значит, что эти же объекты будут наиболее легкими для камеры другого производителя. В целом, безошибочно можно определить разницу, если она существенна и автофокусы совершенно разных уровней. При выборе камер одного производителя, следует отдавать предпочтения более новым камерам и камерам более высокого класса. Но если камеры более высокого класса отличаются существенно в цене, то камеры одного класса, но разных поколений могут отличаться в цене незначительно. Впрочем, автофокус в этих камерах тоже не всегда отличается значительно. Но все же отличается.Чувствительность камеры. Разные зеркальные фотокамеры имеют разную чувствительность. Она зависит от размера сенсора – полнокадровая или кроп фактор 1,3, 1.5, 1,6 или 2.0, а так же от поколения матрицы, которая используется в камере. Причем в последнее время был рывок в развитии матриц, который позволил на кропнутых зеркальных фотокамерах обойти по такому параметру, как чувствительность, полнокадровые камеры более старого поколения.Сила размытия заднего плана.

Чем больше размер сенсора камеры, тем сильнее размывается задний план – при использовании одного и того же объектива. Так же следует обратить внимание на то, что при использовании камеры с большим сенсором с одним и тем же объективом, что и на кропнутой камере, придется подходить ближе, чтобы получить кадр одной и той же крупности. За счет большей плотности сенсора так же будет выше детализация полученных снимков, которая зависит не только от количества мегапикселей. Объективы имеют далеко не бесконечную разрешающую способность. К тому же разрешение объектива, измеряемое в линиях/мм сенсора изображения – это понятие весьма размытое. Линия может быть четко видна, слабо видна и едва различима. За счет большего размера сенсора один и тот же объектив даст большее разрешение. Но здесь ключевая фраза – один и тот же объектив. Так что при ограниченном бюджете может оказаться, что более простая камера с более качественным объективом выиграет у более дорогой камеры с объективом попроще. Обратите и на это внимание.Эргономика и управление.

Если сюжеты предполагаются достаточно оперативными и динамично меняющимися, то этот параметр может быть очень важным. Помните, что чем проще Вам будет управлять камерой в сложных условиях, тем меньше шансов будет совершить ошибку. В камерах более высокого уровня, как правило, производитель делает более удобное управление камерой. Для большинства любителей, впрочем, этот параметр не играет решающей роли при выборе, но все же не для всех.Серийная съемка. Данный вид съемки нужен далеко не всем, но для людей снимающих некоторые спортивные моменты, иногда динамичную игру детей, занимающихся фото-охотой, а так же некоторыми другими видами съемки этот параметр таки важен. Здесь, однако, тоже есть свои нюансы. Помимо характеристики количества кадров в секунду обратите внимание на количество кадров в серии.Наличие/отсутствие стабилизатора изображения в камере. В камерах Кенона и Никона стабилизация изображения выполнена в оптике.

Сони, Пентакс и Олимпус делают стабилизатор изображения в камере – матрица не стоит неподвижно, а находится в плавающем состоянии, за счет чего и происходит компенсация дрожания камеры. На форумах ведется много споров по поводу того, какой из этих методов эффективнее. Тактильно сложно это определить, разница в глаза сильно не бросается, но видно, что эффект стабилизации дает как один, так и другой метод. И стабилизация в оптике, и стабилизация в камере постоянно совершенствуются. Преимущество стабилизации в камере заключается в том, что абсолютно все объективы, которые вы прикручиваете к камере, становятся стабилизированными. Так же есть преимущество в том, что при покупке новой камеры Вы получаете так же более прогрессивный метод стабилизации. Оптика же меняется гораздо реже – об этом я писал выше.Съемка видео зеркальной фотокамерой. Вопреки мнению многих, что видео должно снимать устройство, специально предназначенное для этих целей, зеркальная фотокамера является мощным инструментом для решения всевозможных творческих задач при съемке видео. Так же существует ошибочное мнение, что зеркальная фотокамера годится лишь для постановочной более сложной съемки.

На самом деле зеркальные фотокамеры получили широкое распространение не только при съемке художественных фильмов, музыкальных клипов и различных авторских программ, но и в таких видах съемки как свадебная видеосъемка, в которой необходимо снимать различные жанры – и репортаж и постановочные кадры, причем все это делать в условиях жесткой нехватки времени.

Работа камеры со вспышками. Разные зеркальные фотокамеры имеют разные режимы и особенности работы с внешними вспышками. Основные режимы есть у всех производителей, но если Вам потребуется мало бюджетное решение при дистанционном управлении вспышками, то здесь могут быть варианты. Так же у разных производителей разный ассортимент вспышек. Так же как и в оптике есть вспышки от сторонних производителей, но лучше, когда выбор реальных претендентов на покупку шире.

Так же я бы хотел обратить внимание на такие параметры как влагозащита системы и прочность корпуса камеры. Тут, думаю, не стоит расписывать, что есть что. Отмечу только, что влагозащиту надо рассматривать именно всей системы – т.е. камеры и оптики. Однако надо учесть, что слабое место в любой камере – это стык камеры и объектива. Во влагозащищенной оптике там идет резиновая прокладки. В не влагозащищенной – нет. В целом если объектив без люфтов, то небольшой моросящий дождик он выдерживает абсолютно без проблем. Да и не совсем небольшой тоже – как показывает мой личный опыт. Прочность корпуса камеры может показаться некоторым бесполезным параметром, поскольку зеркальная фотокамера берется не для колки орехов. Но на самом деле бывают ситуации, когда эта самая прочность имеет значение. Например, если камера падает вместе с внешней вспышкой, то есть вероятность, что вспышка отлетит вместе с куском корпуса. Лично в моем арсенале имеется одна подобная камера. Камера была далеко не новая, поэтому ремонтировать ее не было уже смысла. Второй пример – фотокамера начинает падать со штатива.

Предположим, что штатив Вы ловите у земли. За счет того, что оптика и сама камера не всегда легенькие, в непрочном пластиковом корпусе может пойти трещина рядом с посадочным местом для штатива. Так же пример взят из личного пользования. Возможно, есть и другие примеры. Допускаю, что в некоторых ситуациях пластиковую камеру можно раздавить при перевозке. Не скажу, что это критично всем и каждому, но при активном пользовании камеры, а особенно при профессиональном использовании зеркальной фотокамеры, прочный корпус является совсем не лишним.
Надеюсь, что написанная статья поможет Вам разобраться в таком вопросе как выбор зеркальной фотокамеры.



One Response

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *